djb@redhat.com
, перевод Alex Ott
ott@phtd.tpu.edu.ru
Примечание переводчика: Шлите мне любый комментарии и замечания, даже небольшие.
RPM это Red Hat Package Manager (Менеджер пакетов RedHat). Хотя он содержит Red Hat в своем имени, он полностью предназначен работать как открытая пакетная система доступная для использования кем угодно. Она позволяет пользователям брать исходный код для нового программного обеспечения и упаковывать его в форме исходного и двоичного кода, так что двоичные файлы могут быть легко установлены и отслежены, а исходный код легко построен. Эта система также сопровождает базу данных всех пакетов и их файлов, что может быть использовано для проверки пакетов и запроса информации о файлах и/или пакетах.
Red Hat Software поощряет создателей других дистрибутивов чтобы они взглянули на RPM и использовали его для своих собственных дистрибутивов. RPM является довольно гибкой системой и легкой в использовании, хотя он обеспечивает основу для очень сложных систем. Он также полностью открыт и доступен, и мы будем увеличивать список найденных ошибок и исправлений. Разрешение дано на свободное использование и распространение RPM без оплаты под действием GPL.
Более полная документация о RPM доступна в книге Ed Bailey, Maximum RPM. Эта книга доступна для скачивания или покупки с www.redhat.com.
Первым делом разрешите мне изложить философию RPM. Одна из целей проектирования была в том чтобы позволить использовать ``безупречные'' исходные тексты. В RPP (нашей предыдущей системе пакетов от которой RPM не унаследовала ничего) исходные тексты были ``исправлены'', чтобы мы могли скомпилировать их. Теоретически кто-либо должен был установить исходные тексты с помощью RPP и собрать их без проблем. Но исходные тексты были не оригинальными и не было ссылок на то какие изменения мы сделали, чтобы заставить их работать. Некоторые люди загружали безупречные исходные тексты раздельно. В RPM мы имеем безупречные исходные тексты вместе с заплатками, которые используются для компиляции. Мы рассматриваем это как большое достижение. Для некоторых людей. если пришла новая версия программы, вам не нужно начинать с самого начала чтобы заставить ее скомпилироваться под RHL. Вы можете посмотреть на заплатку (patch), чтобы увидеть что вам необходимо сделать. Все значения по умолчанию для компиляции легко видны при этом способе.
RPM также спроектирован, чтобы иметь мощную систему запроса. Вы можете искать во всей вашей базе данных информацию о пакете или о просто определенных файлах. Вы также можете легко найти какому пакету принадлежит файл и и откуда появился. Сами файлы RPM являются сжатыми архивами, но вы можете запрашивать отдельный пакет очень легко и быстро, потому-что к пакету добавлен дополнительный двоичный заголовок со всем что вам может быть необходимо знать в несжатой форме. Это позволяет производить быстрые запросы.
Другое мощное свойство -- это проверка пакетов. Если вы беспокоитесь о том, что вы удалили важный файл из некоторого пакета, просто проверьте это. Вы будете оповещены об любых аномалиях. С этой точки вы можете переустановить пакет, если это необходимо. Любые конфигурационные файлы будут сохранены.
Мы хотим отблагодарить людей из дистрибутивной группы BOGUS за множество их идей и концепций, которые включены в RPM. Хотя RPM был полностью написан Red Hat Software, его операции основаны на коде, написанном BOGUS (PM и PMS).
Лучший способ получить RPM это установить Red Hat Linux. Если вы не хотите делать это, то вы все равно сможете получить и использовать RPM. Он мажет быть получен с ftp.redhat.com.
Основное требование для запуска RPM это наличие cpio 2.4.2 или старше. Хотя эта система предназначена для использования в Linux, она может быть спокойно перенесена на другие Unix-системы. Она была скомпилирована на SunOS, Solaris, AIX, Irix, AmigaOS, и других. Будьте предупреждены, двоичные пакеты, сгенерированные на разных типах систем Unix не являются совместимыми.
Это минимальные требования для установки RPM. Для построения RPM
из исходных текстов, вам также необходимо все обычно требуемое для
построения пакета, подобно gcc
, make
, и т.п.
В простейшей форме RPM может быть использован для установки пакетов:
rpm -i foobar-1.0-1.i386.rpm
Следующая простая команда используется для удаления пакета:
rpm -e foobar
Одна из более сложных, но очень полезных команд позволяет вам устанавливать пакеты через FTP. Если вы подключены к сети и хотите установить новый пакет, все что вам нужно -- это указать файл с правильным URL, примерно так:
rpm -i ftp://ftp.pht.com/pub/linux/redhat/rh-2.0-beta/RPMS/foobar-1.0-1.i386.rpm
Заметим, что RPM запросит и/или установит через FTP.
Хотя это простые команды, RPM может быть использован множеством
способов, как это видно из сообщения об использовании (Usage
):
RPM version 2.3.9
Copyright (C) 1997 - Red Hat Software
This may be freely redistributed under the terms of the GNU Public License
usage: rpm {--help}
rpm {--version}
rpm {--initdb} [--dbpath <dir>]
rpm {--install -i} [-v] [--hash -h] [--percent] [--force] [--test]
[--replacepkgs] [--replacefiles] [--root <dir>]
[--excludedocs] [--includedocs] [--noscripts]
[--rcfile <file>] [--ignorearch] [--dbpath <dir>]
[--prefix <dir>] [--ignoreos] [--nodeps]
[--ftpproxy <host>] [--ftpport <port>]
file1.rpm ... fileN.rpm
rpm {--upgrade -U} [-v] [--hash -h] [--percent] [--force] [--test]
[--oldpackage] [--root <dir>] [--noscripts]
[--excludedocs] [--includedocs] [--rcfile <file>]
[--ignorearch] [--dbpath <dir>] [--prefix <dir>]
[--ftpproxy <host>] [--ftpport <port>]
[--ignoreos] [--nodeps] file1.rpm ... fileN.rpm
rpm {--query -q} [-afpg] [-i] [-l] [-s] [-d] [-c] [-v] [-R]
[--scripts] [--root <dir>] [--rcfile <file>]
[--whatprovides] [--whatrequires] [--requires]
[--ftpuseport] [--ftpproxy <host>] [--ftpport <port>]
[--provides] [--dump] [--dbpath <dir>] [targets]
rpm {--verify -V -y} [-afpg] [--root <dir>] [--rcfile <file>]
[--dbpath <dir>] [--nodeps] [--nofiles] [--noscripts]
[--nomd5] [targets]
rpm {--setperms} [-afpg] [target]
rpm {--setugids} [-afpg] [target]
rpm {--erase -e} [--root <dir>] [--noscripts] [--rcfile <file>]
[--dbpath <dir>] [--nodeps] [--allmatches]
package1 ... packageN
rpm {-b|t}[plciba] [-v] [--short-circuit] [--clean] [--rcfile <file>]
[--sign] [--test] [--timecheck <s>] specfile
rpm {--rebuild} [--rcfile <file>] [-v] source1.rpm ... sourceN.rpm
rpm {--recompile} [--rcfile <file>] [-v] source1.rpm ... sourceN.rpm
rpm {--resign} [--rcfile <file>] package1 package2 ... packageN
rpm {--addsign} [--rcfile <file>] package1 package2 ... packageN
rpm {--checksig -K} [--nopgp] [--nomd5] [--rcfile <file>]
package1 ... packageN
rpm {--rebuilddb} [--rcfile <file>] [--dbpath <dir>]
rpm {--querytags}
Вы можете найти больше информации о том что какая опция обозначает на справочной странице RPM.
RPM это очень полезная утилита, и как вы видите имеет различные опции. Лучший способ прочувствовать их это посмотреть на несколько примеров. Я привел простые примеры установки/удаления выше, так что здесь будет несколько больше примеров:
rpm -Va
rpm -qf /usr/X11R6/bin/xjewel
Вывод должен быть:
xjewel-1.6-1
rpm -qpi koules-1.2-2.i386.rpm
Вывод должен быть:
Name : koules Distribution: Red Hat Linux Colgate
Version : 1.2 Vendor: Red Hat Software
Release : 2 Build Date: Mon Sep 02 11:59:12 1996
Install date: (none) Build Host: porky.redhat.com
Group : Games Source RPM: koules-1.2-2.src.rpm
Size : 614939
Summary : SVGAlib action game with multiplayer, network, and sound support
Description :
This arcade-style game is novel in conception and excellent in execution.
No shooting, no blood, no guts, no gore. The play is simple, but you
still must develop skill to play. This version uses SVGAlib to
run on a graphics console.
rpm -qpl koules-1.2-2.i386.rpm
Вывод будет:
/usr/doc/koules
/usr/doc/koules/ANNOUNCE
/usr/doc/koules/BUGS
/usr/doc/koules/COMPILE.OS2
/usr/doc/koules/COPYING
/usr/doc/koules/Card
/usr/doc/koules/ChangeLog
/usr/doc/koules/INSTALLATION
/usr/doc/koules/Icon.xpm
/usr/doc/koules/Icon2.xpm
/usr/doc/koules/Koules.FAQ
/usr/doc/koules/Koules.xpm
/usr/doc/koules/README
/usr/doc/koules/TODO
/usr/games/koules
/usr/games/koules.svga
/usr/games/koules.tcl
/usr/man/man6/koules.svga.6
Это только несколько примеров. Более творческие примеры могут придуманы легко, если вы подружитесь с RPM.
Построить пакеты RPM довольно легко, особенно если вы можете получить программное обеспечение, которые вы пытаетесь упаковать чтобы построить для себя.
Основные процедуры чтобы построить пакет RPM следующие:
/etc/rpmrc
установлен на вашей
системе.
При нормальных условиях, RPM построит и двоичный пакет и пакет с исходным кодом.
Настройка RPM доступна через файл /etc/rpmrc
. Пример
выглядит подобно:
require_vendor: 1
distribution: I roll my own!
require_distribution: 1
topdir: /usr/src/me
vendor: Mickiesoft
packager: Mickeysoft Packaging Account <packages@mickiesoft.com>
optflags: i386 -O2 -m486 -fno-strength-reduce
optflags: alpha -O2
optflags: sparc -O2
signature: pgp
pgp_name: Mickeysoft Packaging Account
pgp_path: /home/packages/.pgp
tmppath: /usr/tmp
Строка require_vendor
заставляет RPM найти строку
производителя. Она может быть из файла /etc/rpmrc
или из
заголовка самого spec-файла. Что выключить эту опцию, смените число
на 0
. Тоже самое является правдой для строк
require_distribution
и require_group
.
Следующая строка это строка distribution
. Вы можете
определить ее здесь или позже в заголовке spec-файла. При
построении пакета для особого дистрибутива это хорошая идея
убедиться что строка правильна, даже хотя она требуется.
Строка vendor
обозначает тоже самое, но может быть чем
угодно (например, Joe's Software and Rock Music Emporium).
RPM также сейчас поддержку для построения пакетов для множественных
архитектур. Файл rpmrc
может содержать переменную ``optflags''
для построения вещей, которые требуют специфических для данной
архитектуры флагов для построения. Смотрите следующие разделы для
описания как использовать эту переменную.
В добавление к вышеприведенным макросам, существует еще несколько. Вы можете использовать:
rpm --showrc
чтобы увидеть какие значения установлены у вас и какие флаги
доступны.
Мы начнем с обсуждения spec-файла. Spec-файл требуется для построения пакета. Spec-файл это описание программного обеспечения вместе с инструкциями как построить пакет и списком файлов для всех устанавливаемых файлов.
Вы можете захотеть назвать ваш spec-файл согласно стандартному соглашению. Имя должно быть следующим: имя пакета-тире-номер версии-тире-номер выпуска (релиз)-точка-spec.
Здесь приведен маленький spec-файл (vim-3.0-1.spec):
Summary: ejects ejectable media and controls auto ejection
Name: eject
Version: 1.4
Release: 3
Copyright: GPL
Group: Utilities/System
Source: sunsite.unc.edu:/pub/Linux/utils/disk-management/eject-1.4.tar.gz
Patch: eject-1.4-make.patch
Patch1: eject-1.4-jaz.patch
%description
This program allows the user to eject media that is autoejecting like
CD-ROMs, Jaz and Zip drives, and floppy drives on SPARC machines.
%prep
%setup
%patch -p1
%patch1 -p1
%build
make RPM_OPT_FLAGS="$RPM_OPT_FLAGS"
%install
install -s -m 755 -o 0 -g 0 eject /usr/bin/eject
install -m 644 -o 0 -g 0 eject.1 /usr/man/man1
%files
%doc README COPYING ChangeLog
/usr/bin/eject
/usr/man/man1/eject.1
Заголовок имеет несколько стандартных полей, которые вам необходимо заполнить. Также существует несколько предостережений. Поля должны быть заполнены как показано:
Summary:
Это однострочное описание пакета.
Name:
Это должна быт строка имени из имени файла rpm,
котрое вы планируете использовать.
Version:
Это должна быть строка версии из имени файла
rpm, которое вы планируете использовать.
Release:
Это номер выпуска для пакета с той же самой
версией (например, если мы сделали пакет и обнаружили, что он
незначительно неисправный и нам необходимо сделать его заново, то
следующий пакет будет номер выпуска 2).
Icon:
Это имя файла иконки, которое будет использоваться
другими высокоуровневыми утилитами установки (подобными ``glint''
из Red Hat). Она должна быть в формате gif и располагаться в
директории SOURCES.
Source:
Эта строка указывает на расположение "ДОМА"
файла исходных текстов. Она используется если вы хотите получить
исходные тексты снова и проверить новые версии. Предостережение: Имя
файла в этой строке ДОЛЖНО соответствовать имени файла который вы
имеете на своей собственной системе (например не изменяйте имя
загруженного файла исходных текстов). Вы можете также указать
больше чем один файл исходных текстов используя следующие строки:
Source0: blah-0.tar.gz
Source1: blah-1.tar.gz
Source2: fooblah.tar.gz
Эти файлы должны находиться в директории SOURCES
. (Структура
директорий обсуждается далее в разделе "Дерево директорий исходных
текстов").
Patch:
Это место где вы можете найти заплатки, если вы
захотите загрузить их снова. Предостережение: Имя файла должно
соответствовать имени файла которое вы использовали когда делали
вашу заплатку. Вы можете также заметить, что вы можете иметь много
файлов заплаток также как вы можете иметь много файлов исходных
текстов. У вас должно быть что-то подобное:
Patch0: blah-0.patch
Patch1: blah-1.patch
Patch2: fooblah.patch
Эти файлы должны быть в директории SOURCES
.
Copyright:
Эта строка говорит с какими авторскими
правами идет пакет. Вы можете использовать что-то подобное GPL,
BSD, MIT, public domain, distributable, или commercial.
BuildRoot:
Эта строка позволяет вам указать директорию
как ``корневую'' для построения и установки нового пакета. Вы
можете использовать это для тестирования вашего пакета до установки
его на вашей машине.
Group:
Эта строка используется чтобы указать
высокоуровневым программам установки (таким как ``glint'' Red Hat)
где разместить эту отдельную программу в их иерархических
структурах. Дерево груп в настоящее время выглядит примерно так:
Applications
Communications
Editors
Emacs
Engineering
Spreadsheets
Databases
Graphics
Networking
Mail
Math
News
Publishing
TeX
Base
Kernel
Utilities
Archiving
Console
File
System
Terminal
Text
Daemons
Documentation
X11
XFree86
Servers
Applications
Graphics
Networking
Games
Strategy
Video
Amusements
Utilities
Libraries
Window Managers
Libraries
Networking
Admin
Daemons
News
Utilities
Development
Debuggers
Libraries
Libc
Languages
Fortran
Tcl
Building
Version Control
Tools
Shells
Games
%description
В действительности это не часть заголовка,
но этот раздел должен быть описан вместе с остальными частями
заголовка. Вам нужен один таг описания на один пакет и/или
подпакет. Это многостроковое поле, которое должно использоваться
чтобы дать достаточно полное описание пакета.
Это второй раздел в spec-файле. Он используется чтобы сделать
исходные тексты готовыми к построению. Здесь вам необходимо сделать
все что угодно чтобы сделать исправления в исходных текстах и
сделать настройку подобную той, которую необходимо сделать чтобы
выполнить make
.
Одно замечание: Каждый из этих разделов в действительности
просто место для выполнения скриптов оболочки. Вы должны просто
сделать sh
-скрипт и поместить его после тага %prep
для распаковки и исправления ваших исходных текстов. Однако мы
добавили макросы чтобы помочь вам сделать это.
Первый из этих макросов это макрос %setup
. В своей
простейшей форме (без командной строки), он просто распаковывает
исходные тексты и делает cd
в директорию исходных текстов. Он
также принимает следующие опции:
-n name
установит имя директории где будет производиться
построение пакета в name
. Значение по умолчанию равно
$NAME-$VERSION
. Другие возможные значения
включают $NAME
, ${NAME}${VERSION}
,
или что использует главный файл архива. (Заметим, что эти
переменные с ``$'' не являются настоящими переменными
доступными внутри spec-файла. Они просто используются здесь вместо
имен примеров. Вам необходимо использовать настоящие имена и версии
в вашем пакете, а не эти переменные).
-c
создаст указанную директорию до выполнения
распаковки архивов.
-b #
будет выполнять распаковку Source# до
выполнения cd в директорию (и это делает нечувствительной к опции
-c
так что не делайте ее). Это полезно только в случае
множества файлов исходных текстов.
-a #
будет выполнять распаковку Source#
после перехода в директорию.
-T
Эта опция отменяет действия по умолчанию при
распаковке исходных текстов и требует опций -b 0
или -a 0
чтобы произвести разархивацию главного файла исходных текстов. Вам
нужно это в случае наличия дополнительных файлов исходных текстов.
-D
Не удалять директорию до распаковки. Это полезно
только когда вы имеете больше одного макроса setup. Эта опция
должна использоваться только в макросах setup после
первого (но никогда не быть в первом макросе).
Следующий из имеющихся макросов это макрос %patch
. Этот
макрос помогает автоматизировать процесс наложения заплаток на
исходные тексты. Макрос имеет несколько опций, перечисленных ниже:
#
будет прикладывать Patch# как файл заплатки.
-p #
указывает количество отбрасываемых директорий
для команды patch(1).
-P
Действие по умолчанию -- наложение Patch
(или
Patch0
). Этот флаг запрещает действие по умолчанию и будет
требовать 0
чтобы распаковать главный файл с исходными
текстами. Эта опция полезна во второй (и последующих) макросах
%patch
, которые требуют номера отличного от номера в
первом макросе.
%patch#
вместо
выполнения команды: %patch # -P
Это все макросы которые вам необходимы. После того как вы все
сделаете правильно, вы также можете сделать любую другую настройку,
которая необходима, используя скрипты на sh
. Все что вы
включите до макроса %build
(обсуждаемого в следующем
разделе) выполняется через sh
. Посмотрите в вышеприведенном
разделе для того чтобы увидеть какие вещи вы можете сделать если
захотите.
Для этого раздела нет никаких макросов. Вы должны просто
поместить здесь любые команды которые вам необходимо выполнить для
построения программного обеспечения после того как вы распаковали
исходные тексты, изменили их с помощью заплаток и вошли в
директорию. Это просто другой набор команд передаваемых sh
,
так что любые команды sh
могут быть здесь (включая
комментарии) Ваша текущая директория устанавливается в каждом
из этих разделов в корневую директорию для исходных текстов, так
что помните это. Вы можете переходить в поддиректории если это
необходимо.
В этом разделе также нет никаких макросов. Вам просто необходимо
поместить команды необходимые для установки. Если для вашего пакета
существует команда make install
, то просто поместите ее здесь.
Если ее нет, то вы можете сделать заплатку для makefile, чтобы
выполнялась команда make install
и просто делать здесь
make install
, или вы можете вручную устанавливать пакет с
помощью команд sh
. Вы можете считать свою текущую директорию
как корневую директорию для исходных текстов пакета.
Вы можете поместить скрипты которые запустятся до и после
инсталляции и деинсталляции двоичного пакета. Основная причина для
этого -- это выполнение вещей подобных запуску ldconfig
после установки или удаления пакета, который содержит разделяемые
библиотеки. Макросы для каждого из скриптов приведены как показано:
%pre
макрос для выполнения предустановочного
скрипта.
%post
макрос для выполнения послеустановочного
скрипта.
%preun
макрос для выполнения скрипта перед
удалением пакета.
%postun
макрос для скрипта выполняемого после
удаления пакета.
Содержимым разделов должны быть любые sh
скрипты, хотя вам
не нужно определять строку #!/bin/sh
.
Это раздел где вы должны перечислить файлы для двоичного
пакета. У RPM нет способа узнать какие двоичные файлы установлены
как результат выполнения make install
. НЕ существует
способа сделать это. Некоторые предлагают выполнить команду
find
до и после установки пакета. На многопользовательской
системе это неприемлемо так как другие файлы могут быть созданы в
течении процесса построения пакета, которые не имеют ничего общего
с самим пакетом.
Есть несколько доступных макросов для выполнения специальных действий. Они перечислены и описаны здесь:
%doc
используется для обозначения документации в
исходных текстах пакета, которую вы хотите установить при
установке. Документы будут установлены в директорию
/usr/doc/$NAME-$VERSION-$RELEASE
. Вы
можете перечислить много документов в командной строке этого
макроса или вы можете перечислить все отдельно, используя этот
макрос для каждого документа.
%config
используется для обозначения
конфигурационных файлов в пакете. Этот список включает файлы
подобные sendmail.cf, passwd, и т.п. Если вы позже удаляете пакет
содержащий конфигурационные файлы, все неизмененные файлы будут
удалены и все измененные будут переименованы со старыми названиями с
добавлением .rpmsave
к имени файла. Вы можете перечислять
много файлов в этом макросе.
%dir
обозначает единичную директорию в списке
файлов включенную как директория которой владеет пакет. По
умолчанию, если вы укажете имя директории БЕЗ макроса
%dir
, то ВСЕ в этой директории будет включено в
список файлов и позже установлено как часть пакета.
%files -f <filename>
позволит вам
перечислить ваши файлы в некотором файле внутри директории
построения исходных текстов. Это просто великолепно в случае когда
у вас пакет, который может построить свой собственный список
файлов. Затем вы просто включаете этот список файлов здесь и вы не
должны специально перечислять файлы.
Наибольшое предостережение в списке файлов это перечисление
директорий. Если вы случайно укажете /usr/bin
, то ваш
двоичный пакет будет содержать все файлы в директории
/usr/bin
на вашей системе.
Первая вещь которая вам необходима -- это правильно настроенное
дерево построения. Это настраивается используя файл
/etc/rpmrc
. Большинство людей просто используют директорию
/usr/src
.
Вам надо создать следующие директории чтобы создать дерево построения:
BUILD
это директория где происходят все построения с
помощью RPM. Вы не должны проводить ваше тестовое построение где то
в особом месте, но это место где RPM будет проводить построение
пакета.
SOURCES
это директория где вы должны поместить ваши
оригинальные архивные файлы и ваши заплатки. Это место где RPM
будет искать их по умолчанию.
SPECS
это директория где должны находиться все spec-файлы.
RPMS
это место где RPM поместит все двоичные пакеты RPM
после их построения.
SRPMS
место где будут помещены пакеты RPM с исходными текстами.
Первая вещь которую вы вероятно захотите сделать -- это
построить исходные тексты без использования RPM. Чтобы сделать это
распакуйте исходные тексты и измените имя директории на
$NAME.orig. Затем еще раз распакуйте исходные тексты.
Используйте эти исходные тексты для построения. Перейдите в
директорию исходных текстов и следуйте инструкциям по их
построению. Если вы что-то редактировали вам необходимо сделать
заплатку. После того как вы построили исходные тексты, очистите
директорию исходных текстов. Убедитесь что вы удалили все файлы
созданные скриптом configure
. Затем перейдите из директории
исходных текстов в директорию являющуюся для них родительской.
Затем сделайте что-то подобное:
diff -uNr dirname.orig dirname > ../SOURCES/dirname-linux.patch
Это создаст для вас заплатку, которую вы сможете использовать в вашем spec-файле. Заметим что ``linux'', который вы видите в имени заплатки это просто идентификатор. Вы можете захотеть использовать что-нибудь более описательное как ``config'' или ``bugs'' для описания почему вы сделали эту заплатку. Также хорошая идея посмотреть в файл заплатки, который вы создали, до его использования чтобы убедиться что бинарные файлы случайно не включены.
Сейчас у вас есть исходные тексты, которые будут строиться и вы знаете как построить и установить их. Посмотрите в вывод установочной последовательности и постройте на его основе список ваших файлов для использования в spec-файле. Мы обычно создаем spec-файл параллельно со всеми описанными шагами. Вы можете сначала создать его и заполнить самые легкие его части, а затем затем заполнять его по мере прохождения всех этапов.
Когда вы имеете spec-файл, вы готовы попытаться и построить ваш пакет. Наиболее полезный способ сделать это -- использовать команду похожую на следующую:
rpm -ba foobar-1.0.spec
Также существуют другие опции полезные с переключателем -b
:
p
обозначает просто запуск раздела prep
spec-файла.
l
это проверка списка, который делает некоторые проверки
раздела %files
.
c
выполняет раздел prep и компиляцию. Это полезно в
случае, когда вы не уверены будут ли ваши исходные тексты
построены. Это выглядит бесполезно, потому-что вы можете захотеть
просто самому поиграть с исходными текстами до их построения и
затем начать использовать RPM, но когда вы привыкнете использовать
RPM вы найдете случаи когда этот ключ используется.
i
выполняет prep, компиляцию и установку.
b
выполняет prep, компиляцию, установку, и построения
двоичного пакета.
a
строит все (и двоичный пакет и пакет с исходными текстами).Существует несколько модификаторов к переключателю -b
. Это:
--short-circuit
будет пропускать действия до указанной
стадии (может использоваться с ключами c и i).
--clean
удаляет дерево построения когда все сделано.
--keep-temps
будет сохранять все временные файлы и
скрипты которые созданы в /tmp. Вы можете в действительности
посмотреть какие файлы созданы в директории /tmp используя опцию
-v
.
--test
не выполняет никакую реальную стадию, но делает keep-temp.
После того как вы построили двоичный пакет и пакет с исходным
кодом, вам необходимо проверить их. Самый легкий и наилучший способ
--- это использовать для тестирования использовать другою машину, а
не ту на которой вы создавали пакет. После всего вам только лишь
надо выполнить несколько команд make install
на вашей машине,
так что все должно быть установлено.
Вы можете выполнить rpm -u packagename
для тестирования
пакета, но это может быть обманывающим потому-что в процессе
построения пакета вы делали make install
. Если вы пропустите
что-нибудь в своем списке файлов, это не будет удалено при
инсталляции. Если вы затем будете переставлять двоичный пакет, то
все на вашей системе будет в норме, но сам пакет не будет полным.
Будьте уверенными и помните, что если вы делали rpm -ba
package
, то большинство людей будут устанавливать ваш пакет
выполняя лишь команду rpm -i package
. Будьте уверены, что вы
не делаете ничего в разделах build
или install
, что
должно будет быть сделано при установке только двоичного пакета.
После того как вы сделали свой собственный пакет RPM из чего-либо (предполагая что этого еще нет в виде RPM) вы можете предлагать свою работу другим людям (также предполагая, что ваш RPM свободно распространяемый). Чтобы сделать это вы можете захотеть загрузить пакет на сервер ftp.redhat.com.
Пожалуйста смотрите выше разделы "Тестирование пакета" и "Что делать с вашим новым пакетом RPM". Мы хотим сделать доступными все пакеты RPM которые мы можем получить и хотим чтобы это были хорошо сделанные пакеты. Пожалуйста найдите время для хорошего тестирования пакетов и найдите время для их загрузки для общей выгоды. Также пожалуйста будьте уверены, что вы загружаете только свободно распространяемое программное обеспечение. Коммерческое программное обеспечение и shareware не должны быть загружены до тех пор пока не будут иметь авторские права, которые определенно констатируют что это разрешено. Это включает программное обеспечение Netscape, ssh, pgp, и т.п.
Сейчас RPM может использоваться для построения пакетов для
Intel i386, Digital Alpha с работающим Linux и the Sparc. Также
было сообщено, что RPM работает на SGI и рабочих станциях HP.
Существует несколько свойств, которые делают построение пакетов не
всех платформах легким. Первое из этих свойств это директива
``optflags'' в файле /etc/rpmrc
. Она может быть использована
для установки используемых для построения программного обеспечения
флагов в значения соответствующие определенной архитектуре. Другое
свойство это макрос ``arch'' в spec-файле. Оно может быть
использована чтобы делать разные вещи в зависимости от архитектуры
на которой производится посторонние. Еще одно свойство это
директива ``Exclude'' в заголовке.
Следующая информация это часть spec-файла для пакета ``fileutils''. Он настроен для построения и на Alpha и на Intel платформах.
Summary: GNU File Utilities
Name: fileutils
Version: 3.16
Release: 1
Copyright: GPL
Group: Utilities/File
Source0: prep.ai.mit.edu:/pub/gnu/fileutils-3.16.tar.gz
Source1: DIR_COLORS
Patch: fileutils-3.16-mktime.patch
%description
These are the GNU file management utilities. It includes programs
to copy, move, list, etc, files.
The ls program in this package now incorporates color ls!
%prep
%setup
%ifarch alpha
%patch -p1
autoconf
%endif
%build
configure --prefix=/usr --exec-prefix=/
make CFLAGS="$RPM_OPT_FLAGS" LDFLAGS=-s
%install
rm -f /usr/info/fileutils*
make install
gzip -9nf /usr/info/fileutils*
.
.
.
В этом примере вы видите как директива ``optflags'' используется
из файла /etc/rpmrc
. В зависимости от того на какой
архитектуре вы производите построение, соответствующее значение
дается переменной RPM_OPT_FLAGS
. Вы должны изменить Makefile
вашего пакета для использования этой переменной вместо директив,
которые вы могли бы использовать (подобно директивам -m486
и
-O2
). Вы можете лучше почувствовать что надо сделать если
загрузите этот пакет с исходными текстами, распакуйте исходные
тексты и посмотрите на Makefile. Затем посмотрите на заплатку для
Makefile и вы увидите какие изменения должны быть сделаны.
Макрос %ifarch
очень важен. Очень часто вам необходимо
сделать одну или несколько заплаток, специфических только для одной
архитектуры. В этом случае RPM позволит вам приложить эти заплатки
только на этой архитектуре.
В вышеприведенном примере, fileutils имеют заплатку для 64-битовых
машин. Очевидно, что она должна быть приложена только на Alpha. Так
что ма добавим макрос %ifarch
вокруг применения 64-битовой
заплатки как приведено:
%ifarch axp
%patch1 -p1
%endif
Это будет обеспечивать, что заплатка не будет приложена на любой архитектуре за исключением alpha.
Для того чтобы вы могли сопровождать пакеты с исходным текстом в одной директории для всех платформ мы реализовали возможность ``исключения'' построения пакетов на определенных архитектурах. Так что вы все равно можете делать такие вещи как:
rpm --rebuild /usr/src/SRPMS/*.rpm
и иметь правильно построенные пакеты. Если вы еще не перенесли приложение на определенную платформу, все что вам надо сделать это добавить примерно следующую строку:
ExcludeArch: axp
к заголовку spec-файла пакета с исходными текстами. Затем заново постройте пакет на платформе на которой он может строится. Вы будете иметь пакет с исходными текстами, который может строиться на платформе Intel и может быть легко пропущен на платформе Alpha.
Использование RPM для создания многоплатформенных пакетов обычно более легко сделать, чем заставить сам пакет быть построенным в обоих местах. Как всегда наилучшая помощь когда вы застряли это посмотреть как сделан похожий пакет.
Этот документ и его содержание защищены авторским правом. Распространение этого документа разрешено при сохранении его содержимого неизменным. Другими словами в можете переформатировать и перепечатывать документ или просто распространять его.